Как научиться быстро считать в уме ребенку и взрослому

Содержание:

Что необходимо развивать, чтобы быстро считать

Несмотря на то что почти все люди считают с калькулятором, находятся редкие кадры, которые способны посчитать в уме. Как правило, на это способен один человек из класса, или даже из параллели. Людей, которые без проблем считают в уме, очень мало. Однако, это не значит, что они гении, и наделены сверхспособностями. Эти люди просто способны делать следующее:

Концентрировать внимание сразу на нескольких вещах. Благодаря этому, они могут с лёгкостью перемножать двузначные и трехзначные числа.

Оперировать с маленькими числами

Большие состоят из маленьких. А, следовательно, достаточно знания таблицы умножения, а дальше дело техники.

Как правило, способность к счету в уме у детей возникает с раннего детства. Если ребёнок умел оперировать с большими числами, намного опережая школьную программу, то в более зрелом возрасте он будет считать не задумываясь.

Для того чтобы научиться с лёгкостью считать в уме, вам необходимо сделать следующее:

  1. Развивать память.
  2. Научиться оперировать с числами от 0 до 9.
  3. Постоянно тренироваться.
  4. Изучить некоторые техники, которые значительно упрощают счёт.

Для развития кратковременной памяти необходимо делать различные упражнения. Самый лучший способ — поставить на стол несколько предметов, и запомнить их. Далее, вы должны отвернуться, а ваш товарищ должен убрать некоторые предметы. После этого, вы должны назвать предметы, которых не хватает. Предметов должно быть не менее десяти, так как такое количество запомнить довольно трудно.

А ещё, можно учить по одному четверостишию в день. Это очень хорошо развивает память, а, соответственно не будет лишним при освоении быстрого счёта в уме.

Научиться оперировать с числами от 0 до 9 — это значит научиться их складывать, умножать, вычитать и делить. Если вы хотите научить делать это своего ребёнка, то в этом вам помогут пальцы. Вычитать и складывать, можно научиться при помощи пальцев рук. Вычитая, необходимо загибать палец, а, прибавляя, — разгибать.

Что касается деления и умножения чисел, то здесь достаточно выучить таблицу умножения. Причём непросто вызубрить, а именно понять. Дети обучаются таким операциям в третьем классе. Так что, здесь ничего сложного нет. Однако люди, которые считают в уме с лёгкостью, в детстве значительно опережали школьную программу по арифметике.

Залог успеха в любом деле — постоянные тренировки. И обучение быстрому счету в уме не является исключением. Если вы хотите поражать своих знакомых, выдавая правильный ответ за мгновение, — тренируйтесь! Со временем, у вас все будет получаться!

Секреты умножения

Вот человеку нужно посчитать, находясь возле кассы, сколько же будет стоить 4 килограмма клубники по 183 рубля. Для этого он вытаскивает из кармана телефон и долго ищет в меню калькулятор. Однако куда быстрее будет посчитать все в уме. Самое главное — знать методику, которая позволяет это делать максимально правильно, а также как можно больше практиковаться. Алгоритм действий выглядит следующим образом.

  • Разложить основное число, как и в случае с умножением: 183=100+80+3.
  • Умножить число 4 на каждое имеющееся слагаемое: 100*4=400, 80*4=8*4*10=32*10=320, 3*4=12.
  • Сложить все имеющиеся числа: 400+320+12=700+32=732.

Ничего сложного в этом нет, не говоря уже о том, что в умножении существует довольно много приемов, позволяющих провести операцию гораздо быстрее. К примеру, если человеку необходимо умножить какое-то число на 25, то достаточно просто разделить его на 4, после чего умножить на 100. Вот небольшой пример: 400*25=400/4*100=100*100=10000. Почему именно 4 и 100? Просто число 25 было замещено десятичной дробью ¼, ведь 25 — это 1 часть из 4 у сотни. Так что подобным приемом можно пользоваться, если необходимо быстро умножить что-то на «четвертак».

Техника деления

Математическая формула деления – это «обратное» умножению. То есть при умножении складывали, а при делении вычитают. Чтобы разделить 56 на 7, подбирают число, при умножении которого на 7 в итоге будет 56. Зная таблицу умножения, сделать это просто, искомое число 8.

При делении многозначного числа на однозначное от исходного показателя «отрезают» круглые части, каждая из которых будет делиться на 8, в соответствии с таблицей умножения.

Пример 6144/8 решают так:

  1. Из 6144 выделяют максимально большую часть, делимую на 8. Это 5600, поскольку следующее число по таблице умножения 64.
  2. 6144-5600 = 544.
  3. Итого 6144/8 = (5600+544)/8 = 700+544/8.
  4. Чтобы поделить 544 на 8, снова выделяют из числа большую часть, делимую на 8 по таблице умножения. Это будет 480. В итоге получают остаток 64, поскольку 544-480 = 64.
  5. Продолжают деление 544/8 = (480+64)/8 = 60+64/8.
  6. Вспоминают все полученные ранее результаты: 700+60=760, решают задачу 64/8 = 8.

В итоге получают 760+8 = 768.

Техника деления на двузначное число

Эта самая гениальная техника, ни на что не похожая. Решая пример 5148/66, делают так:

  • подгадывают, в каком десятке будет лежать результат;
  • получают 70, поскольку при решении 70*66 = 4620, это самое близкое число к исходному делимому 5148;
  • применяют математический закон о последней цифре результата умножения двух чисел – она всегда совпадает с последней цифрой результата умножения;
  • получают искомое число, которое при умножении на 66 дает 5148 – это будет окончание на 3 или на 8 (3*6 = 18, 8*6 = 48);
  • считают по окончаниям в десятке между 70 и 80 – находят всего два числа 73 и 78;
  • теперь умножают 78*66 = 78*60+78*6 = 4680+468 = 500+148 = 5148.

Правильный ответ примера 5148/66 = 78.

Деление на 5, 50, 25

Применяют правило – умножают число на 2 и перемещают запятую на одну цифру назад. Например, 145/5 = 145*2 = 290, смещение запятой назад дает в итоге 29.

При делении на 50, 25 применяют формулы:

  • А/50 = А*2/100;
  • А/25 = А*4/100.

Например, 2350/50 = 2350*20/100 = 4700/100 = 47 и т.д.

Основные способы быстрого счёта в уме

Для того, чтобы научиться складывать, вычитать, умножать или делить быстро, необходимо каждое из этих действий привести к определённой системе, которая будет работать чётко всегда, в любых случаях. 

Во время счёта у нас всегда есть одна очень важная проблема – переход через 10. Об этом нужно помнить.

Давайте рассмотрим удобную систему сложения.

Сложение

Давайте решим пример: 775+821

Для того, чтобы легко сложить эти числа, нам нужно разложить каждое число на сотни, десятки и единицы: 

775 – это 700+70+5

821 – это 800+20+1

Дальше мы складываем отдельно сотни, отдельно десятки и отдельно единицы друг с другом:

775+821= (700+800)+(70+20)+(5+1)= 1500+90+6= 1596

Безусловно, для того, чтобы делать это быстро, нужно хорошо знать таблицу сложения и уметь складывать и вычитать числа до 10.

Вычитание

Кажется, что вычитание всегда даётся нам сложнее, но на самом деле механизм проще, чем в сложении. 

При вычитании раскладывать на части нужно только то число, которое мы вычитаем.

Например: 

348 — 155

155 – это 100+50+5

А теперь считаем:

348 – 100 – 50 – 5 = 248 – 50 – 5 = 198 – 5 = 193

Особого внимания требуют вычисления с цифрой «9». Таблицу сложения и вычитания с девятками нужно выучить наизусть.

Интересно!

15 + 9 = 24

При сложении числа с девяткой последняя цифра в сумме слагаемых всегда будет уменьшаться на «1». В этом примере цифра «5» из первого слагаемого изменилась на «4» в ответе.

33 – 9 = 24

При вычитании с «9» последняя цифра в разности всегда будет увеличиваться на «1». В данном случае цифра «3» из уменьшаемого изменилась на «4» в ответе. 

Умножение

Нет лучшего способа умножать простые числа в уме, кроме как выучить таблицу умножения. Здесь всё довольно скучно и примитивно. Но! Зато сколько возможностей открывается, когда мы умножаем наизусть, даже представить сложно!

Давайте для начала разберёмся с двузначными числами:

28*8

Чтобы быстро умножить на «8», нам нужно разложить «28»

28 – это 20 и 8.

28*8= 20*8 + 8*8 = 160 + 64 = 224

28*38

Сначала раскладываем оба числа: 

28 – это 20 и 8;

38 – это 30 и 8.

28*38 = 20*30 + 20*8 + 8*30 + 8*8 = 600 + 160 + 240 + 64 = 1064

Интересно!

Умножить число на «11» намного проще, чем на другие множители.

Здесь достаточно просто сложить цифры умножаемого числа, и вписать сумму между этими цифрами.

Например: 35 * 11 = 3(3+5)5 = 385

А если в сумме получается больше 10, то первая цифра в ответе увеличивается на 1:

57 * 11 

5 + 7 = 12 – число больше 10. Значит «5» увеличивается на «1», и получается «6». И дальше записываем только вторую цифру от «12», то есть «2».

57 * 11 = (5+1)(2)7 = 627

Деление

Чтобы научиться делить сложные числа в уме, важно очень хорошо знать таблицу умножения. Давайте рассмотрим деление на однозначное число:

Давайте рассмотрим деление на однозначное число:

6728 : 6

В этом случаем на важно найти в многозначном числе самое ближайшее, что делится на «6» – это «6600». Раскладываем: 6728 = 6600 + 128

Раскладываем: 6728 = 6600 + 128

6728 : 6 = 6600 : 6 + 128 : 6 = 1100  + 128 : 6

128 – это 120 и 8

120 : 6 = 20

8 : 6 = 1, (3)

У нас есть ответы по частям, теперь нужно сложить все эти части:

6728 : 6 = 1100 + 20 + 1, (3) = 1121, (3)

Самое сложное – это деление многозначных чисел:

Представим, что нам нужно разделить 4608 на 64.

На сколько примерно нужно умножить 64, чтобы получить число рядом с нашим? Может быть, на 70? Давайте проверим:

64 * 70 = 4480

Получилось число немного меньше того, что нам нужно, однако ясно, что искомый множитель находится в промежутке между 70 и 80. 

Чтобы подобрать правильный «хвостик» к «70» нам нужно, чтобы произведение этой цифры на 4 (от «64») давало в результате число с окончанием 8 (от «4608»). 

Теперь нужно подобать эту цифру: 

2 * 4 = 8

«Хвостик» к 70 найден, проверяем «72»:

64 * 72 = 60 * 70 + 4*70 + 60*2 + 4*2 = 4200 + 280 + 120 + 8 = 4608.

Конечно, сразу считать в уме быстро вы не сможете. Здесь, как и в любом другом деле, необходима тренировка. Поэтому просто начните с простого и старайтесь заниматься каждый день. Тогда результат абсолютно точно вас порадует.

Для более организованной тренировки рекомендуем бесплатное приложение для мобильных устройств «Тренажёр устного счёта». С ним вам не придётся придумывать себе примеры самостоятельно, а также будет легче отследить динамику. Успехов!

Складываем и вычитаем в уме

Способов научить ребенка совершать манипуляции с цифрами и считать в уме довольно много. Однако, стоит отметить ряд методик, не приносящих никакой пользы:

  • Считаем по «1». «Чтобы к 3 прибавить 4, нужно к 3 добавить 1 – будет 4, потом к 4 прибавить 1 – получится 5, к 5 добавить 1 – получится 6, и к 6 прибавить еще 1 – получится 7». Другой пример: «Чтобы от 4 отнять 2, нужно сначала отнять 1 – останется 3, а потом 3 отнять 1 – получится 2». Этот популярный метод закрепляет у детей плохую привычку медленного счета и тормозит их умственное развитие.
  • Используем пальцы. Одно дело познакомиться с цифрами и освоить счет с помощью пальчиков рук, но совсем другое – учить ребенка складывать и вычитать на них. Следите за тем, чтобы малыш не начал так делать сам или по совету других детей. Освоить эту технику очень просто, а отучиться – сложно.
  • Линейка. В последнее время в детских садах и школах педагоги используют линейку для объяснения процесса сложения и вычитания. Принцип следующий: чтобы к 3 добавить 2, нужно посмотреть на линейку, найти на ней цифру 3, отсчитать от нее в правую сторону 2 раза по 1 сантиметру и увидеть результат «5». Этот примитивный калькулятор используется для того, чтобы искоренить у малышей желание запоминать и думать. Такой метод не научит считать, а только затормозит развитие ребенка.

Существуют более эффективные и полезные игры, способствующие освоению устного счета.

Кубики знаний

В детских магазинах продают специальный развивающий набор с одноименным названием. В комплекте 108 кубиков, карточки с цифрами от 1 до 5, коробки с нарисованными клеточками. Метод позволит научиться ребенку отождествлять числа и действия.

Ход игры:

  1. Пустая коробка кладется на стол.
  2. Малыш берет кубик и размещает его на первой клетке слева.
  3. Перед коробкой устанавливается карточка с цифрой 1.
  4. Ребенок берет второй кубик и ставит рядом с первым.
  5. Родитель спрашивает, сколько теперь предметов в коробке.
  6. Малыш должен сосчитать и сказать «2», после чего заменить карточку с цифрой «1» на «2».

Подобным способом также можно вычитать кубики и научить ребенка считать двузначные числа.

«Дом для игрушек»

Возьмите игрушечный замок (подойдет обычная пустая коробка) и фигурки зверюшек или людей (можно брать кубики, машинки и другие схожие предметы). Поставьте коробку на стол так, чтобы ребенок не видел ее сверху, и начинайте игру:

  1. Положите в домик 1 фигурку и спросите, сколько зверей в нем живет.
  2. Малыш должен ответить, что один. Наклоните коробку, чтобы он смог убедиться.
  3. Добавьте в дом еще 1 фигурку и спросите, сколько зверей стало теперь.
  4. Ребенок подумает и ответит. На первых порах он может ошибаться или долго размышлять. Не ругайте малыша за неверные ответы. Когда он наконец скажет правильное количество, наклоните коробку и дайте ему удостовериться, что зверюшек действительно две.
  5. Усложняйте игру, добавляя или отнимая фигурки.

Этот метод позволяет сформировать у ребенка в голове абстрактную модель, которую можно воспроизвести по памяти. А подтверждение умственных действий на реальном примере закрепит навык устного счета.

Вот и польза от интернета

Чтобы научить ребенка считать в уме, можно скачать ему на телефон специальное приложение, в котором есть огромное количество различных примеров, на решение которых дается от 2 до 5 секунд. Само собой, можно попытаться составить уравнения и задачи самому, однако практика показывает, что в большинстве случаев они получаются крайне однообразными и не несут большой пользы. Также существуют специальные сайты, которые позволяют своим посетителям решать уравнение и сложные задачки в режиме онлайн. Используя такие платформы, самое главное — подобрать под себя правильный уровень сложности.

Чтобы система обучения приносила как можно большую пользу, важно понять, что вовсе не обязательно часами сидеть за примерами или пытаться решить сложные задачи сразу в уме. Ментальный счет — это долгий и кропотливый процесс, который не терпит спешки, и чтобы учиться правильно, достаточно уделять примерам от 5 до 10 минут в день

В противном случае голова будет напрягаться, а ученик начнет совершать глупейшие ошибки. Со временем даже такое «микрообучение» приведет к потрясающим результатам. Нужно лишь набраться терпения и практиковаться согласно рекомендациям математиков.

Секреты устного счёта

Существуют приемы устного счета — простые алгоритмы, которые желательно довести до автоматизма. После овладения простыми приёмами можно переходить к освоению более сложных.

Прибавляем числа 7,8,9

Для упрощения вычислений числа 7,8,9 сначала надо округлять до 10, а затем вычитать прибавку. К примеру, чтобы прибавить 9 к двузначному числу, надо сначала прибавить 10, а затем вычесть 1 и т.д.

Примеры:

56+7=56+10-3=63

47+8=47+10-2=55

73+9=73+10-1=82

Быстро складываем двузначные числа

Если последняя цифра двузначного числа больше пяти, округляем его в сторону увеличения. Выполняем сложение, из полученной суммы отнимаем «добавку».

Примеры:

54+39=54+40-1=93

26+38=26+40-2=64

Если последняя цифра двузначного числа меньше пяти, то складываем по разрядам: сначала прибавляем десятки, затем — единицы.

Пример:

57+32=57+30+2=89

Если слагаемые поменять местами, то сначала можно округлить число 57 до 60, а потом вычесть из общей суммы 3:

32+57=32+60-3=89

Складываем в уме трехзначные числа

Быстрый счет и сложение трехзначных чисел — это возможно? Да. Для этого надо разобрать трехзначные числа на сотни, десятки, единицы и поочередно их приплюсовать.

Пример:

249+533=(200+500)+(40+30)+(9+3)=782

Особенности вычитания: приведение к круглым числам

Вычитаемые округляем до 10, до 100. Если надо вычесть двузначное число, надо округлить его до 100, вычесть, а затем к остатку прибавить поправку. Это актуально если поправка невелика.

Примеры:

67-9=67-10+1=58

576-88=576-100+12=488

Вычитаем в уме трехзначные числа

Если в свое время был хорошо усвоен состав чисел от 1 до 10, то вычитание можно производить по частям и в указанном порядке: сотни, десятки, единицы.

Пример:

843-596=843-500-90-6=343-90-6=253-6=247 

Умножить и разделить

Моментально умножать и делить в уме? Это возможно, но без знания таблицы умножения не обойтись. Таблица умножения — это золотой ключик к быстрому счету в уме! Она применяется и при умножении, и при делении. Вспомним, что в начальных классах деревенской школы в дореволюционной Смоленской губернии (картина «Устный счет») дети знали продолжение таблицы умножения — с 11 до 19!

Хотя на мой взгляд достаточно знать таблицу от 1 до 10, чтобы мочь перемножать бо´льшие числа. Например:

15*16=15*10+(10*6+5*6)=150+60+30=240

Умножаем и делим на 4, 6, 8, 9

Овладев таблицей умножения на 2 и на 3 до автоматизма, сделать остальные расчеты будет проще простого.

Для умножения и деления двух- и трехзначных чисел применяем простые приёмы:

  • умножить на 4 — это дважды умножить на 2;

  • умножить на 6 — это значит умножить на 2, а потом на 3;

  • умножить на 8 — это трижды умножить на 2;

  • умножить на 9 — это дважды умножить на 3.

Например:

37*4=(37*2)*2=74*2=148;

412*6=(412*2)·3=824·3=2472

Аналогично:

  • разделить на 4 — это дважды разделить на 2;

  • разделить на 6 — это сначала разделить на 2, а потом на 3;

  • разделить на 8 — это трижды разделить на 2;

  • разделить на 9 — это дважды разделить на 3.

Например:

412:4=(412:2):2=206:2=103

312:6=(312:2):3=156:3=52

Как умножать и делить на 5

Число 5 — это половина от 10 (10:2). Поэтому сначала умножаем на 10, затем полученное делим пополам.

Пример:

326*5=(326*10):2=3260:2=1630

Еще проще правило деления на 5. Сначала умножаем на 2, а затем полученное делим на 10.

326:5=(326·2):10=652:10=65,2.

Умножение на 9

Чтобы умножить число на 9, необязательно его дважды умножать на 3. Достаточно его умножить на 10 и вычесть из полученного умножаемое число. Сравним, что быстрее:

37*9=(37*3)*3=111*3=333

или

37*9=37*10 — 37=370-37=333

Также давно замечены частные закономерности, которые значительно упрощают умножение двузначных чисел на 11 или на 101. Так, при умножении на 11, двузначное число как бы раздвигается. Составляющие его цифры остаются по краям, а в центре оказывается их сумма. Например: 24*11=264. При умножении на 101, достаточно приписать к двузначному числу такое же. 24*101= 2424. Простота и логичность таких примеров вызывает восхищение. Встречаются такие задачи очень редко — это примеры занимательные, так называемые маленькие хитрости.

Особенности вычитания

В математике существует всего два «полноправных» действия — сложение и умножение. Вычитание и деление являются обратными от этих двух. Кроме того, их всегда можно заменить умножением, подставив число «x», или сложением, подставив знак минус к неизвестному слагаемому. Именно поэтому, чтобы научиться вычитанию, сперва необходимо научиться складывать числа. Ведь в любой момент можно просто поменять в уме переменные и проверить правильность решения с помощью «x». Методика вычитания трехзначных чисел практически ничем не отличается от сложения. Вот небольшой пример: 553−192, а также подробный разбор:

  • Разбить имеющиеся числа на сотни, десятки и единицы: 500=500+50+3, 192=100+90+2.
  • Провести вычитание с сотнями: 500−100=400.
  • Вычесть десятки, заняв одну сотню: 150−90=60.
  • Вычесть единицы: 3−2=1.
  • Сложить остатки, не забыв о заемных сотнях или десятках: «300+60+1=361».

То есть даже в вычитании будет обязательно присутствовать сложение. Основная сложность расчета таких примеров заключается в постоянной необходимости занимать десятки. Однако если проводить такую тренировку ежедневно, то со временем считать трехзначные числа будет ненамного сложнее, чем двухзначные. Самое главное — верить в себя и собственные силы.

Устный счёт

Предположим, ваш ученик 2 класса имеет проблемы с математикой – снижаем класс. Работаем как с первоклассниками (а то и дошкольниками), потихоньку усложняя материал, чтобы школьник достиг лёгкости в счёте на наличном уровне. Скажем,

  1. освоил действия сложения и вычитания в пределах первого десятка,
  2. переходим ко второму – решаем примеры типа 10+N=Z (10+7=17, 17-7(10)=10(7),
  3. действия с переходом через десяток,
  4. умножение/деление (при наличии в программе обучения)

Даём лёгкие задачи для приобретения уверенности. Учим побеждать.

Как устный счёт поможет при математической тревожности

Устный счёт развивает

внимание,
оперативную память,
скорость мышления.

Внимание

Почему не рекомендуется записывать при вычислениях в уме или опираться на уже написанные примеры? При записи школьнику не нужно запоминать условие. Он может легко отвлечься на посторонние стимулы, вернувшись решать с места отвлечения. Если приходится держать условие в памяти, то отвлечься уже нельзя, всё забудешь. Происходит концентрация на задаче в течение всего решения. Отвлёкся – забыл. Тренировка вычислительных навыков прекрасно развивает объём и концентрацию внимания.

Однако есть случаи, когда поначалу можно писать. Например, шестиклассник никогда не занимался устным счётом. Сосредоточиться сразу трудно, даём письменную опору. Но это только поначалу.

Оперативная память

Как с оперативной памятью? Оперативная память обслуживает умственные процессы, протекающие здесь и сейчас. Для решения задач до выпускного класса именно она и требуется.

Как заниматься вычислениями?

Как научить ребёнка быстро считать. Обычный ответ: тренироваться. Занимаясь с учеником тренировкой навыка каждый день по 5 минут, вы научите его очень быстро считать. Только у одного ребёнка из 100 это будет не так. Там другие проблемы. Просто решайте примеры.

Вычислениями в уме надо заниматься не только при отставании, но и опережении учеником одноклассников по математике. Благополучному школьнику тоже должно быть немного трудно, иначе он перестанет развиваться.

Нужно ли объяснять приёмы устного счёта?

Подходы разные. Большинство математиков считают, что ребёнок должен считать так, как ему удобно. В процессе тренировок у него вырабатываются свои вычислительные приёмы. Время от времени задавайте ученику или дошкольнику (с кем работаете) вопрос: а как ты посчитал; а я вот так посчитала. Это хорошая пауза для отдыха в процессе устного счёта.

Но все соглашаются, что какие-то простые приёмы удобно показать. Например, 99х5=? можно перемножать прямо, а можно представить 100х5-5. Имея собственные приёмы ребёнок с удовольствием их совершенствует. Но в любом случае считать лучше как удобно. (Не все учителя согласятся)

Ещё раз обращаю внимание взрослых: очень осторожно, дозировано повышайте нагрузку. Пять минут не отвлекаться, сосредотачиваясь на работе, большая нагрузка. Подчёркиваю: БОЛЬШАЯ. Пишу о технике безопасности, потому что родители порой меры не знают

Если взрослого заставить считать в уме 40 минут, то его придётся после занятия отмачивать в ванной и откармливать мороженным. Всё полезно в меру

Подчёркиваю: БОЛЬШАЯ. Пишу о технике безопасности, потому что родители порой меры не знают. Если взрослого заставить считать в уме 40 минут, то его придётся после занятия отмачивать в ванной и откармливать мороженным. Всё полезно в меру.

Нельзя подгонять, требовать вычислять быстрее при отсутствии у ребёнка навыка. Пускай считает в своём темпе. Результат дадут только систематические занятия.

В каком возрасте лучше начинать занятия устным счётом?

В любом, ограничений нет. Но чем младше школьник, тем больше шансов у него считать быстрее. Для взрослых устный счёт – прекрасная профилактика старческого слабоумия и сохранения умственной активности. Есть виртуальные программы в интернете для тренировок взрослых людей.

Автор Обнорская Галина — педагог-психолог высшей квалификационной категории

Математические хитрости и способы устного счета

Существует немало методов, позволяющих существенно сэкономить время, которое обычно тратится на расчеты. Мы же рассмотрим те из них, которые можно применять даже для счета в уме:

  • сложение и вычитание двузначных чисел с округлением одного из них. Допустим, нужно сложить 28 и 34. Мы представляем 28 как 30 (округляем его до десятков) и прибавляем к нему 34. Получается: 30+34 = 64. Из полученного значения вычитаем 2 (число, которое мы добавили для округления): 64-2 = 62. Также этот метод подойдет и для вычитания. Например, требуется из 72 вычесть 36, и мы округляем вычитаемое до большего десятка, получая из него 40. Теперь от 72 отнимаем 40, получая 32. Прибавляем значение, которое мы добавили для округления вычитаемого, и получаем ответ: 32+4 = 36.
  • сложение и вычитание многозначных значений с разложением на разряды. К примеру, нам требуется найти сумму 272 и 489. Каждое из этих значений мы разбиваем на разряды: 272 = 200+70+2; 489 = 400+80+9. Теперь нам нужно сложить соответствующие друг другу разряды: 272+489 = (200+400)+(70+80)+(2+9) = 600+150+11 = 761. Аналогичный подход можно применять и для нахождения разности, но в этом случае нельзя забывать про «занятые» у больших разрядов десятки, сотни и так далее.
  • умножение на однозначное и многозначное число с разложением на разряды. К примеру, нужно произвести умножение 25 и 34. Каждый из множителей раскладываем на разряды: 25= 20+5; 34 = 30+4. Далее мы умножаем каждый разряд первого множителя на каждый разряд второго, суммируя полученные значения между собой: ((20*4)+(5*4))+((20*30)+(5*30)) = (80+20)+(600+150) = 100+750 = 850. Если один из множителей является однозначным, то разбивается на разряды только многозначный множитель.
  • деление методом подбора. К примеру, нам нужно разделить 756 на 36. Наша задача – представить выражение как следующее уравнение: x*36=756. Чтобы найти неизвестное, нужно подставить вместо него ближайшее подходящее значение, начиная с большего разряда: 10*36 = 360 – не подходит (получается слишком маленькое значение); 20*36 = 720 – близкое значение к 756 (подходит, запоминаем число 20). Теперь из 756 вычитаем 720, получается 36. Теперь полученное число 36 делим на делитель 36 и получаем 1. Прибавляем 20 к 1, получая 21. 

С помощью перечисленных методов любой человек может осуществлять подсчеты в уме, но чтобы правильно производить их, потребуется хорошая память и внимательность. Поэтому многие предпочитают таким приемам другие методы вычислений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector